Терещенко Валентина Петровна
Терещенко Валентина Петровна – руководитель Жемчужнинского филиала Российского фитоцентра «Прасковья», врач-психолог, композитор, хормейстер, заслуженный работник культуры РХ.
Родилась 17 сентября 1940 года в селе Бея Бейского района Красноярского края. Отец – Пётр Васильевич Гаврилов, мать – Анна Васильевна (урождённая Щукшина), брат – Василий, сёстры – Клавдия, Антонина, Зинаида, сын – Юрий.
После окончания Кировской средней школы поступила в Абаканское медицинское училище, которое закончила в 1967 году. Работала старшей медсестрой терапевтического отделения в Шушенской районной больнице.
В 2006 году окончила Черноморскую гуманитарную академию по специальности «врач-психолог», вплотную занимается интегральной медициной будущего.
С самого детства мечтала петь на радио. Её артистический дебют состоялся, когда ей ещё не было и пяти лет – на крыше родного дома. После того выступления она оказалась непременной участницей всех деревенских празднеств.
В школьные годы она также была на первых ролях в художественной самодеятельности, незаменимой солисткой в хоре, пела в дуэте и сольно.
По приезду в Шушенское стала солисткой знаменитого Шушенского народного хора, Лауреата Всероссийского смотра. В составе трио «Шушенские соловьи» вместе с Раисой Гетман и Раисой Салогаиль стала Лауреатом телевизионного конкурса «Встреча с песней» (1973 год), как вокалистка стала Дипломантом Краевого и Всероссийского конкурсов 1973-1974 годов.
Совместно со своим супругом Борисом Николаевичем Терещенко в 1980-х годах они утвердили новый вид народной традиционной культуры – современный фольклорный театр (театр «Лучинушка», организованный супругами, является Народным коллективом, Лауреатом Всесоюзных смотров и фестивалей; на втором Международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона выступал на одной сцене с китайской традиционной оперой, индийскими танцовщицами, японскими музыкантами).
Проблема фольклорного театра разработана ими всеобъемлюще – подготовлена монография «Листья и корни народного творчества (Истоки и перспективы фольклорного театра. Собственный опыт)», кроме того, написано 12 народных драм, которые все поставлены на сцене, в связи с чем супруги Терещенко были удостоены звания "Заслуженный работник культуры РХ" (20 ноября 1996 год).
При создании фольклорных спектаклей, особенно таких, как "Зимние святки", фольк-опера "Цвет папоротника", приходилось воссоздавать музыкальную канву зимних и летних святок, причём авторская музыка должна была по стилю и духу сливаться с фольклором, и это слияние оказалось столь органично, что сомнений в подлинности народных мелодий не возникало ни у кого.
Конечно, пришлось учиться. В 1980 году закончила Красноярское училище искусств, в 1991 году – Ленинградский институт культуры (ВПШК).
Песни стала писать с 1974 года, они сразу стали звучать на радио, телевидении – Абаканском и Красноярском, в том числе, в исполнении солистов Красноярского театра оперы и балета. Публикуются песни Валентины Терещенко с 1993 года – в Красноярском издательстве. В 2012 году в издательстве «Буква-С» вышел сборник "Современная песня Сибири и Дальнего Востока", куда вошло 47 песен Валентины Петровны.
Работа в искусстве и медицине Валентины Петровны формирует высокодуховные человеческие качества, что не может не вызывать преклонения перед ней творческих личностей. В начале книги «Мужчина и Женщина» Бориса Николаевича Терещенко есть посвящение: «Гениальной Женщине, любимой и любящей супруге моей Валентине – посвящается». Конкретно Валентине Терещенко посвящены: цикл "Стихи о любимой", половина которых стала романсами, песнями; венки сонетов "Мужчина и женщина", "Любимая"; роман в стихах "Мужчина и Женщина (Вечерние беседы наедине)".
Её образ запечатлён во многих картинах разных художников – «Лада», «Леля», «Сибирячка», «Огонь неугасимый», «Вилина вода», «Бабье лето», «Сестрицы», «Фольклористы», «Алые паруса» Бориса Терещенко, «Подруги» Михаила Токоренко, «Портрет Валентины» Алексея Полетаева.
Особое место в жизни Валентины Терещенко занимает память об отце, добровольцем ушедшем на фронт и погибшем в 1944 году. Обстоятельства и место его гибели были неизвестны 42 года, и лишь в вышедшей в 1986 году книге «Шла война народная» – о ратных и трудовых подвигах красноярцев в воспоминаниях и письмах, – в главе, написанной Фёдором Петровичем Зыряновым, удалось напасть на след Петра Васильевича, которому Зырянов, по его словам, обязан жизнью.
Они оба служили в 382 стрелковой дивизии на Волховском фронте, пробиваясь из окружения, были ранены, но ни плен, ни концлагерь не сломили их. В декабре 1942 года они бежали, попав к белорусским партизанам, продолжили сражаться – Зырянов в качестве командира 4 отряда, Гаврилов – в качестве комиссара 2 отряда партизанской бригады «Октябрь», действовавшей в Полоцко-Лепельской партизанской зоне.
На месте легендарного прорыва партизанами блокады сейчас недалеко от посёлка Ушачи стоит мемориальный комплекс "Прорыв". Страна свято чтит подвиг героев. Здесь на четвёртой бронзовой плите отлита и фамилия Гаврилова Петра Васильевича.
Так младшая дочь комиссара Валентина Петровна дошла до могилы отца после 42-х лет его захоронения, посетив Фёдора Петровича Зырянова в Красноярске, Ивана Иосифовича Юкшу в селе Лужки Шарковщинского района Витебской области. Иван Иосифович, славный комиссар партизанской бригады "Октябрь", лично принимал Петра Васильевича Гаврилова и Фёдора Петровича Зырянова в партизаны, и как сибирякам, т.е. самым надёжным и стойким, дал им ответственнейшие посты и не ошибся в них.
Дочь создала свой памятник отцу – "Песню об отце", "Комиссары" (песни находятся в мемориальном комплексе).
ПЕСНЯ ОБ ОТЦЕ. (муз. В. Терещенко, сл. Б. Терещенко)
В белорусских лесах, топях, мхах, камышах,
Как туман, стоит память о павших.
Сколько там лежит свинца,
Утопил он и отца...
Пётр Гаврилов - лишь в памяти нашей.
Припев: Сибиряк удалой -
вечный парень молодой -
на стене фотографией светит,
а старушка у окна -
то не мать ему - жена...
Стали старше отца его дети.
Сколько лет пронеслось,
сколько слёз пролилось,
как в тумане, и горе, и радость...
Только фото на стене,
только письма на столе -
от отца нам наследство осталось.
Припев: Сибиряк удалой -
вечный парень молодой -
на стене фотографией светит,
а старушка у окна -
то не мать ему - жена...
Стали старше отца его дети.