Вы здесь: Главная Известные люди Писатели и поэты Терещенко Борис Николаевич

Терещенко Борис Николаевич

ТерещенкоТЕРЕЩЕНКО Борис Николаевич – писатель, врач, учёный, философ, культуролог, педагог, поэт, драматург, режиссёр, фольклорист, художник, общественный деятель.

Родился 7 марта 1936 года в селе Мечетное Орджоникидзевского района Кустанайской области. Отец – Николай Никитович Терещенко, мать – Анна Сафоновна (урождённая Кияшко), братья – Григорий, Иван, сестра – Раиса.

В 1944 году Григорий, участвовавший в освобождении Украины от оккупации, перевёл всю семью в Винницу.

Здесь Борис Терещенко после средней школы поступил в медицинский институт, в 1961 году окончил его и по распределению работал на курортах Забайкалья. В семидесятые годы подвергался жестокой травле со стороны партийно-номенклатурного аппарата. В это же время началась его научная и творческая деятельность.

Всё творческое наследие Бориса Терещенко схематично можно разделить на три части: наука и публицистика, искусство, художественное творчество.

Он явился основоположником учения о реноваскулярной (почечно-сосудистой) системе, которое по-новому объясняет болезни и их лечение. Это позволило ему разработать теоретические и концептуальные положения интегральной медицины будущего (монография «Беловодье (Воспоминания о медицине будущего)» - Красноярск, «Буква», 2003 год).

Является основателем новой науки в философии – биосоционики, семь положений которой способны решить жизненные проблемы как отдельного человека или этноса, так и всего человечества в целом. Вклад Бориса Терещенко в философию получил высокую оценку на Международном научном симпозиуме, проходившем в Праге в октябре 1999 года, а уже с 2000 года биосоционика стала вузовской дисциплиной в Хакасском филиале Красноярского государственного аграрного универститета (директор – академик РМА Юрий Васильевич Киреев). Именно здесь старшим преподавателем Б.Н. Терещенко был разработан курс «Лекции по биосоционике», которые он читал наряду с культурологией. В последнюю Борис Терещенко также внёс новые элементы – базисное понятие о первооснове культуры, её первоэлементах (язык, либидо, ритуал, миф, знак-символ) и её первокомпонентах (социальность, традиционность, эволюционность), что возвращает культурологии её первоначальную значимость.

В век так называемой «сексуальной революции» Борис Терещенко стал пропагандировать своё учение о трёх составляющих любви – взаимности, верности, жертвенности, - которые являются критерием понятия любви (названы впервые) и способны помочь сохранить любовь на всю жизнь.

Выдвинул новое направление в литературе – фольклорную драматургию.

Совместно со своей супругой – композитором, хормейстером Валентиной Петровной Терещенко – он утвердил новый вид народной традиционной культуры – современный фольклорный театр (театр «Лучинушка», организованный супругами, является Народным коллективом, Лауреатом Всесоюзных смотров и фестивалей; на втором Международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона выступал на одной сцене с  китайской традиционной оперой, индийскими танцовщицами, японскими музыкантами).

Проблема фольклорного театра разработана ими всеобъемлюще – подготовлена монография «Листья и корни народного творчества (Истоки и перспективы фольклорного театра. Собственный опыт)», кроме того, написано 12 народных драм, которые все поставлены на сцене. Глубокое знание фольклора и традиционной культуры дало возможность Борису Терещенко разработать новую программу эстетического воспитания детей на их основе.

В живописи Борисом Терещенко разрабатываются темы языческой Руси.

Вместе с композитором Дмитрием Можиным Борис Терещенко – впервые в Красноярске –создал сложные вокально-симфонические произведения – ораторию, кантату. Кантата «Рассвет над Караульною горой» (сл. Б. Терещенко, муз. Дм. Можина) была впервые опубликована в сборнике «Уходил на войну сибиряк» в 1984-м году в Красноярском издательстве.

Всё сказанное о Б.Н. Терещенко реализовано в его книгах.

«Россия – любовь моя (Письма в будущее)» - Красноярск, 1996-1997 годы. Впервые изложены собственные учения автора о биосоционике, рено-васкулярной системе, трёх составляющих любви, микрорайоне самообслуживания о новой программе эстетического воспитания детей на основе традиционной культуры.

«Беловодье (Воспоминания о медицине будущего)» - Красноярск, «Буква», 2003 год. Представлены реминисценции великого прошлого Руси, целительского опыта человечества, теоретические и концептуальные положения интегральной медицины будущего.

«Его Величество – Человек (Путь к себе)» - Красноярск, 2006 год. Фундаментальный научно-публицистический труд, окрещённый читателями «Книгой пророка» (вероятно, за объём – 864 страницы – и особую значимость для России, двадцатитысячелетняя история которой отображена автором). Это естественная реакция русского интеллигента на систематические беды своей страны.

«Мужчина и Женщина» - Красноярск, «Буква-С», 2009 год. Красочное, объёмное издание с цветными репродукциями, нотной графикой, поэтическим, научным и драматургическим материалом, включающее в себя избранные произведения – циклы стихов, девять поэм, роман в стихах, драмы, прозаические материалы – Бориса Терещенко. Книга является уникальнейшим явлением в издательской практике, которому нет аналогов в мире, когда в одной книге под различными рубриками  - "Поэзия", "Музыка", "Живопись", "Наука", "Проза", "Драматургия", "Искусство" - публикуются произведения автора, достигшего совершенства в разнообразных областях. Речь идёт, с одной стороны, об учениях и концепциях новой духовно-творческой цивилизации, с другой - о практической и творческой деятельности, когда слово не расходится с делом.

Следует подчеркнуть масштабность и виртуозность поэтического мастерства Бориса Терещенко, в избранные произведения которого вошли: циклы стихов, девять поэм, в том числе пять венков сонетов ("Мужчина и Женщина", "Любовь", "Любимая", "Женщина", "Человек", "Мыс Доброй Надежды", "Песня про янтарный дворец", "С шальной Россией лучше в мире жить", "Тридцать шестая"), а также роман в стихах "Мужчина и женщина (Вечерние беседы наедине)".

В разделе "Художественная и научная проза" помещены романтическая "Юношеская повесть" и "Тюремный монолог в письмах".

В разделе "Драматургия" помещены три народные драмы "Иван да Марья", "Зимние святки", "Цвет папоротника" (фольк-опера).

Если первые книги Бориса Терещенко несут публицистический и профессиональный характер, то "Мужчина и Женщина" является избранным его многостороннего творчества в поэзии, музыке, живописи, прозе, драматургии; если "Его Высочество - Человек (Путь к себе)" явился пиком деятельности Терешенко как публициста, то "Мужчина и Женщина" является вершиной его деятельности как творца.

«Со сцены – как с трибуны (Драматические произведения)» - Красноярск, «Буква-С», 2010 год. Включает в себя монографию «Листья и корни народного творчества (Истоки и перспективы фольклорного театра. Собственный опыт)», состоящую из теории и народных драм – «Иван да Марья», «Зимние святки», «Цвет папоротника», «Горница», «Горница-2» (детский вариант), «Женихи», «Неверность», «Солдатки», «Енисеева судьба», «Артисты приехали», «Амурное вещество», «Житие козака Омэлька» (на украинском языке).

Таким образом, создано новое литературное направление - фольклорная драматургия, утверждён новый вид традиционного искусства - современный фольклорный театр.

С написанием народной драмы работа над ней продолжилась уже на сцене – так появилось более десятка фольклорных спектаклей, в которых всё было впервые: и общая режиссура, и мизансценирование, и формирование образов, и костюмы, и хореография, и хормейстерская работа, а также декорации и реквизит. С «Лучинушкой» в нашей стране появился первый фольклорный театр, имеющий собственную драматургию.

Отличие фольклорного театра "Лучинушка" от других народных коллективов, прибегающих к театрализации фольклорных программ, в том, что они используют этнографические действа (свадебные обряды, святки, посиделки и т.п.), а "Лучинушка" использует собственный драматургический материал, для создания которого необходим драматургический талант, умение привести к общему знаменателю и фольклорный материал (песенный, музыкальный, поэтический, хореографический), и авторский, без чего невозможно добиться цельного, однородного, художественно убедительного сценического произведения.

В названной книге помещены также иные драматические произведения - пьесы Бориса Терещенко: "Рябина-рябинушка", "О чём молчит каменная баба", "Недописанный портрет", "Семьдесят два в минуту", а также культовая программа в трёх картинах "Семейные игры".

Подытоживая информацию о творческом багаже Бориса Терещенко, следует лишний раз подчеркнуть его богатство и разносторонность: монография о народном художнике России В.И. Мешкове, монография об интегральной медицине будущего, монография о современном фольклорном театре; его учения о биосоционике, рено-васкулярной системе, трёх составляющих любви, микрорайоне самообслуживания, о новой программе эстетического воспитания детей на основе традиционной культуры; роман в стихах "Мужчина и женщина", девять поэм, среди которых пять венков сонетов; несколько сотен стихов, песен; 12 народных драм, около десятка пьес; повести, эссе, каталоги, научные статьи, публицистика; несколько десятков картин (состоялось восемь персональных выставок). Терещенко - Лауреат Республиканской выставки, посвящённой 200-летию А.С. Пушкина; он имеет опыт работы старшим преподавателем ХФ КрасГАУ, обобщённый им в методическом пособии "Лекции по биосоционике".

Идеи Терещенко весьма плодотворны; его "правило треугольника" позволяет объективно и глубоко судить об явлениях культуры (и не только), а также об индивидуальном творчестве.

За долгую историю своей эволюции культура усложнилась настолько, что для многих (если не для большинства) ускользает истинный смысл культуры, её сущность, первооснова, которая состоит из первоэлементов (язык, либидо, ритуал, миф, знак-символ) и первокомпонентов (социальность, традиционность, эволюционность), от которых зависит жизнеспособность этноса, ведь с утратой первоосновы культуры (архетипов) народ деградирует, вот почему враги человечества (явные или тайные) прежде всего стараются разрушить традиционную, народную культуру. Примером могут служить попытки иудобольшевиков Пролеткульта зачать и родить новую, пролетарскую культуру на обломках традиционной русской; жалкие потуги РАППа создать новую, пролетарскую литературу; те же попытки прыгнуть выше себя предпринимают идеологи рок-рэп-поп-бизнеса.

Вот почему традиционность - это основа основ и в общественной жизни, и в индивидуальной творческой деятельности. В "правиле треугольника" традиционность составляет его основание, персональность - середину, элитность - вершину. С переворотом девяностых годов, как и после Октябрьского путча, с экранов и сценических площадок прежде всего исчезли традиционные коллективы и исполнители, в т.ч. единственный в мире танцевальный коллектив Игоря Моисеева, полностью соответствующий "правилу треугольника": в основе - народные танцы мира, потом - творческая обработка и доведение до виртуозного мастерства. То же можно сказать и о творчестве Пушкина, творческий треугольник которого заполнен полностью: традиционность (сказки), ярчайшая индивидуальность и элитность. Творчество Лермонтова, не менее гениального, чем Пушкин, занимает только середину и вершину треугольника, у Ершова - только основание, у Маяковского, Мандельштама, Высоцкого, Бродского - лишь середину треугольника без традиционности и элитности.

Что касается Бориса Терещенко, то его творческий треугольник забит до отказа - традиционность (народные драмы), персональность и элитность (венки сонетов).

Творчество во многом зависит от мировоззрения и жизненной позиции автора, в конце концов, именно они и определяют судьбу произведений. Многие в погоне за материальной выгодой или карьерным успехом идут на сделку со своей совестью. Б.Н. Терещенко, будучи главврачом на курортах Забайкалья, трижды отказывался от предложений вступить в КПСС. Независимость в суждениях и поведении - одна из главных черт характера Бориса Николаевича, что с очень активной жизненной позицией и неукротимой натурой всегда выделяло его в любом коллективе. В школьные годы он был знаменосцем школы, спортсменом-перворазрядником, судьей по спорту, тренером по гребле на байдарке. В семидесятые годы подвергался жестокой травле со стороны партийно-номенклатурного аппарата: его пытались засадить в тюрьму, защищаясь лично, он выиграл судебный марафон (всего было 9 судов), его пытались насильно упрятать в психбольницу на принудительное "лечение", но на помощь пришла верная супруга - силой своей любви и не без помощи прессы (о Б.Н. Терещенко есть более сотни публикаций в разноуровневых изданиях).

Постоянные отказы в публикации его произведений за 30-40 лет творчества так и не смогли отбить у него желания творить, напротив, его творчество приобретало всё более многогранный характер: нельзя выпускать книги - он создавал Литературные объединения в Шушенском, Шира; отказали Минусинскому театру в постановке его пьесы "Рябина-рябинушка" - он основал собственный театр "Лучинушка". Десять лет скрупулёзно работал над монографией о народном художнике России В.И. Мешкове, но Красноярский крайком партии запретил публиковать её, потому что - "Терещенко".

Отдушины, однако, были и в советские годы - публикации стихов, статей, очерков в газетах и журналах, исполнение песен на различных сценах (но и здесь был случай запрета исполнения авторской песни).

Борис Терещенко до сих пор на передовой – с мощным оружием, новой книгой. Стремление к вершине человеческого духа продолжается...

Ниже можно познакомиться с некоторыми из картин Бориса Николаевича Терещенко.

 

Заклание

zaklanie

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суд присяжных

sud pris

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русич-огнещанин

rusi4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сибирском краю жарков

v sib kray

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Михайловском (Лауреат Республиканской выставки "Пушкиниада-200", Абакан, 1999 год)

pushkin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семь-Я (Староверы Мартюшевы)

starovery

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вилина вода

vilina voda

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свет неугасимый

svet neugas

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце - Бог и Отец наш

solntce

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сибирячка

sibir

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Леля

lelya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лада

lada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гладиолусы

gladiolusy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фольклористы

folklor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"БУКВА"-рь

bukva

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабье лето 

babye leto